Какой ты Ушинский?
Как просвещенный представитель своей эпохи Ушинский оставил свой след во многих сферах знания. Изучая юриспруденцию, он увлекался историей, занимаясь педагогическими исследованиями, он пробовал себя в писательской деятельности. Пройди небольшой тест и узнай, к какому из четырех профессиональных интересов Ушинского склонен ты.
Запись в дневнике Ушинского от 10 декабря 1844 г.:
…И потом через два века, когда тело Европы, разрезанное на мелкие феоды, начинает соединяться, оживать общею жизнью, когда цель крестовых походов могла быть достигнута вернее, когда средства стали известнее (в начале XIII века), — они не могут уже составиться— и ни воззвания папы, ни предприятия честолюбцев не могут уже подвинуть ко гробу Христа тот народ, который еще так незадолго неудержимо рвался туда. Откуда такое общее стремление во время разъединения Европы? Откуда такая апатия против общего предприятия, — когда она начала соединяться?...
Твои друзья обсуждают нашумевший роман скандально известной французской писательницы баронессы де Сталь «Коринна» о судьбе молодой аристократки, которой тесно в оковах сословного общества.
Какая педагогическая ситуация, как тебе кажется, наиболее отражает мысли Ушинского о женском образовании?
Какой эпитет ты подобрал бы к слову «овраги» в описании Ушинским окрестностей Новгород-Северского. «А воля, а просто, природа, прекрасные окрестности городка, а эти _________ овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями?
Возлагая большие надежды на своего старшего сына, результаты образования которого должны продемонстрировать верность твоих педагогических идей, ты:
Из «Педагогических заметок о Швейцарии» К.Д. Ушинского (сентябрь, 1862 г.)
«Да здесь каждый мещанин аристократичнее наших Шиповых и Клейнмихелей. Посмотрите-ка, какие у них гербы, пергаменты, родословные… Не тем они знамениты, что обкрадывали казну, снимали сапоги Павлу или были «биты батоги» по приказанию Ивана Васильевича… Нет! Предки этого мещанина положили основание Берну; предки эти рубили Карла Смелого при Маргартиие; а предки этих закрыли своим телом пушку и прекратили междоусобие!»
Свое небольшое состояние ты завещаешь:
«Воинственные предания Н-ска, осада его Самозванцем, защита Басмановым, участие в Шведской войне, множество преданий удалого казачества, ясные остатки укреплений, - все это, перемешанное с вальтерскоттовскою историей Наполеона и с множеством воинственных повестей, послужило мне к созданию длинной нескончаемой истории, которою я несколько лет сокращал свою длинную дорогу….»
«Пароход выбрался на средину и пошел полным ходом. Мерно колеблясь, дрожа и вздыхая, взбирался он вверх по течению, сбивая в пену спокойную поверхность Невы и оставляя за собой в воде широкую, кипящую серебром борозду, а в воздухе - толстую, волнистую струю дыма. На корме молчали и оглядывали друг друга, на носу храпели; я смотрел на исчезающий Петербург. Широта реки быстро поглощала громадность его зданий, и скоро он стал походить скорее на небольшой промышленный город, раскинутый по низменным берегам прекрасного озера, чем на пышную Северную ____________. Низменные, глинистые, темные, чуть-чуть взволнованные берега Невы обнажались более и более от зданий…»
Какая книга тебя больше заинтересует:
Ты – Ушинский-педагог

Ушинский считается основателем российской научной педагогики: его труды (особенно «Педагогическая антропология») представляют собой завершенную систему концептуальных оснований и практических рекомендаций. Он создает канонические учебники, которые долгие годы будут использоваться в школах. В то же время, он активно вбирает в свои методы достижения предшественников, философские основания современной ему науки, конкретные дидактические методы. Ушинский переписывается и лично общается с ведущими представителями педагогической мысли своего времени. Неоценим вклад Ушинского в развитие идей женского образования в России. При ответах на вопросы ты проявил все нужные качества: самостоятельный подход к выбору педагогических технологий, уважение к концепциям других педагогов, готовность развивать систему образования.
Ты – Ушинский-историк

Историческая наука была одним из первых профессиональных выборов юного Ушинского. Об этом свидетельствуют его письма и его дневник. Под влиянием профессора Московского университета Т. Грановского – основателя российской медиевистики – Ушинский размышлял об истории Средневековья и парадоксах его развития. Планируя написать историю России, Ушинский отражал настроения передовой российской общественности, переосмыслявшей государственнические подходы Н. Карамзина в пользу многофакторного понимания прошлого, его взаимосвязи с климатом, культурой, окружающими народами. Отказавшись от этого профессионального выбора, Ушинский остается историчен в обращении с идеями и концепциями юриспруденции и педагогики.
Ты – Ушинский-писатель

Все тексты Ушинского, от дневника и писем до концептуальных педагогических произведений написаны живым образным языком. Он широко использует красочные эпитеты, оригинальные метафоры, обращается к античному, русскому и малорусскому наследию. Его записки о путешествиях (по Волге и за Волхов) созданы в оригинальном писательском стиле и лучших традициях русского реализма. Даже его научные отчеты о поездках по Швейцарии, созданные по строгому, заранее продуманному алгоритму, прочитываются как литературное произведение. Не менее впечатляют его переложения сказок и басен в учебниках для младших школьников. Ушинский работает с разным стилем для разных аудиторий: создавать тексты для малышей нужен особый талант!
Ты – Истинный Ушинский

Как выдающийся мыслитель своей эпохи Ушинский отражает многогранность интересов российской образованной элиты. Он увлекался историей, перелагал представления о народном духе на юриспруденцию и педагогику. Как любой его образованный современник он много путешествует, в том числе совершает исследовательские экспедиции для сравнения образовательных систем разных стран. Его педагогические труды и профессорские речи написаны живым и притягательным языком, что принесло ему заслуженное признание писателя. Ты – настоящий наследник Ушинского – педагога, историка, путешественника и писателя.