Методики совершенствования
Из немногих сохранившихся дневниковых записей и писем К. Д. Ушинского можно получить представление о том, как педагог постоянно работал над собой, как пристально всматривался в проявления своей личности, давал им беспристрастную оценку.
Дневниковые записи относятся к 1844–1845 годам, т. е. к периоду, когда происходит становление личности. На тот момент Константину Дмитриевичу было чуть более двадцати лет. Это возраст поиска себя. Каждый молодой человек хорошо знаком с переживаниями этого периода. Ушинский закончил Московский университет и находился перед выбором своего профессионального пути. Обращение к дневнику помогало ему привести свои мысли и чувства в порядок, сделать свой профессиональный выбор, определить свою жизненную позицию.
Внимательный читатель (особенно будущий педагог) найдет в этих строках возможные ориентиры для себя.
совершенствования
правила
Отечества
Человек всегда пытается познать себя, свою сущность, свое место в жизни, свою жизненную цель. Одним из способов познания себя является религия. Константин Дмитриевич родился в православной семье, был воспитан в религиозных традициях. Позже, анализируя свои поступки, он нередко обращался за помощью к Богу в укреплении сил на добрые дела и охранении от злых помыслов. Религиозные заповеди становились для него измерителем повседневных действий. Вера же выступала интегративным началом системы ценностей. Об этом свидетельствуют записи его дневника («журнала», как называл его автор).
«Через 20 минут раздастся колокольный звон, извещающий, что для верующих воскрес Христос! Спаситель! ... Кто бы ты ни был, я верую твоему воскресению! Помоги мне сделать все доброе, что я хочу! Благослови дела мои, если они будут благи, отвергни злые! Не за себя молю, но за благо, которое могу совершить!...» [Т. 11. С. 38].
Любое общество для эффективного управления своей жизнью вырабатывает законы, которым должны следовать его члены. Человек, как разумное существо, тоже может определять для себя собственную систему правил, которая соответствует его ценностным ориентирам и упорядочивает его жизни. Такую систему правил разработал для себя и молодой Ушинский. Она свидетельствует о важности в будущей профессиональной деятельности самоконтроля.
- Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее.
- Прямота в словах и поступках.
- Обдуманность действия.
- Решительность.
- Не говорить о себе без нужды ни одного слова.
- Не проводить времени бессознательно; делать то, что хочешь, а не то, что случится.
- Издерживать только на необходимое или приятное, а не по страсти издерживать.
- Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках.
- Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.
- Никому не показывать этого журнала.[Т. 11. С. 27]
Круг чтения Ушинского был очень широк: от научной литературы по истории, праву, статистике, географии (в том числе, на иностранных языках), до литературы художественной. Постоянное чтение необходимых для профессионального становления изданий обогащало ум и структурировало знания. При чтении научной литературы Ушинский делал необходимые выписки из нее, что до сих пор признается эффективным методом работы с текстом. В будущем это позволило Константину Дмитриевичу уверенно чувствовать себя в общении с коллегами и очаровывать студентов насыщенной фактами речью. Его эрудиция и убежденность в истинности того, о чем он говорит, всегда восхищала друзей и настораживала начальство, опасающееся его способности легко увлекать своими либеральными идеями молодежь.
Том Дальмана «История Английской революции». Сделал выписки.
Мориарти «Оконель». Брошюра. Сделал выписки.
Stein: «Municipal-verfassung Frankreichs» [Штайн: "Муниципальная конституция Франции»]. Брошюра.
А к с и л ь о н. 1 том.
Иезуиты. Лекции Мишле и Кине. 1 том.
Eichhorn: «Deutsche Staats-und Rechtsgeschichte» [Эйхгорн: «История государства и права Германии»]. 4 тома.
Hegel: «Geschichte der Philosophie» [Гегель: «История философии» ]. 1-й том и 2-й.
Савиньи: «История Римского права в средние века». 6 томов.
Августина Тьерри — все сочинения — I том in quarto.
Guizot: «Cours de l'histoire moderne» [Гизо: «Курс современной истории»]. 6 томов.
Святославич — роман Вельтмана. 1 томик [Т. 11. С. 23-24].
...Да, проезжая через Веймар, приобретите для меня экземпляр атласа детских работ по Фрёбелю, изданный в Веймаре [Т. 11. С.184-185].
18 ноября 1844 г.:
В библиотеку: в понедельник, среду и пятницу. Номера редкинских книг: Гегель —617-й, статистика Шуберта —398, Савиньи —84-й [Т. 11. С.18].
Обращение к дневнику Ушинский считал одним из важных способов самосовершенствования. Анализируя прожитый день, Константин Дмитриевич не стеснялся признавать свои ошибки, раскаивался в неблаговидных поступках, ругал себя за то, что совершал их не однажды. Он был искренен и честен перед собой, понимал, что любой человек может совершить поступок, за который ему будет стыдно. Данная стратегия вполне вписывалась в контекст эпохи: познание самого себя через дневниковые записи считалось не просто модным поветрием, но хорошим тоном для молодых людей, стремившихся к воспитанию в себе лучших качеств.
«Погрешил против 1-го №, разгорячился на уроке невольно, но тот же час утих
Погрешил против № 1. Бурчливость сделает из меня старую сварливую бабу
№ 1. Я так раскричался, будто у меня все погибло, и даже поколотил Ваньку за то, что у меня ноги болели, и вышло все понапрасну. Вот один из самых сильных моих пороков! От четверга до следующего четверга попробую не изменить ни разу правилу под № 1» [Т. 11. С. 28].
Тщеславие разгулялось и нарушил два правила: 1-е и 9-е … Болтать, болтать и вечно не подумавши, без нужды болтать, — когда же это кончится? На этот порок должно обратить особенное внимание, и мне теперь есть случай удерживаться от глупой болтовни. Посмотрим!..» [Т. 11., С. 29-30].
Изменил первому и самому главному правилу —спокойствию. Частью —от забывчивости, частью и нет !... Врал!... [Т. 11. С.31].
Еще одним источником (пожалуй, - главным) совершенствования себя для Ушинского была его работа, которой он отдавался целиком. Он много и добросовестно работал преподавателем, учителем, инспектором классов, занимался журналистской и научной деятельностью. Будучи тяжело больным, Ушинский не прекращал работать над учебниками для начальных классов и находил в этом облегчение. Он выражал надежду, что научная работа сможет поправить его слабое здоровье.
[письмо Л.Н. Модзалевскому]
Я отдохнул душою только с приездом Якова Павловича, — дай бог ему здоровья! —а теперь принялся за труд, и мне легче. Пишу покуда детскую книжку: этот труд не превышает слабых сил моей расстроенной души. Если немного станет полегче, примусь за Педагогику [Т. 11. С. 166].[письмо Л.Н. Модзалевскому]
Думаю ограничиться одною писательской деятельностью, и в этом году, кроме «Антропологии», думаю издать третью часть «Родного слова», в которой будет начальная русская грамматика; а затем примусь за такую же географию» [Т. 11. С. 192].[письмо А.И. Скребицкому]
Я же теперь сяду за работу; без нее смерть скучно; авось она поправит меня лучше сыворотки [Т. 11. С. 196].Каждый человек сталкивается с необходимостью распределять драгоценное творческое время. Планирование распорядка дня и следование ему делает человека дисциплинированным, развивает организованность и целенаправленность, минимизирует затраты времени на несущественные, второстепенные вещи. Именно так поступал и Константин Дмитриевич Ушинский. Дисциплинируя себя, он составлял расписание на неделю и на день, старался придерживаться его. Из распорядка дня мы видим, что вставал Ушинский в 4-5 часов утра и многое успевал сделать в утренние часы. Не менее четырех часов в день он уделял чтению («читать для ума»). Важными, с точки зрения современного тайм-менеджмента, представляется планирование отдыха и саморефлексии («думать о чем-нибудь дельном»).
Понедельник | |
Встать в |
4 часа утра |
Работать для экзамена |
5 6 7 8 |
На уроке |
9 час. утра 10 11 |
Все нужные дела | 12 час. дня |
Обед и отдых | 1 |
Читать для ума |
2 3 4 5 |
Думать о чем-нибудь дельном. | 6 |
Читать что-нибудь нужное | 7 часов |
Писать в журнал*, готовить для урока | 8 |
Отдыхать | 9 |
Спать |
10 часов 1 2 3 4 |
Вторник | |
Встать, одеться и читать для ума |
5 часов 6 7 8 9 |
Для экзамена, ехать в библиотеку или \ делать выписки дома |
10 11 12 1 |
Обедать и отдыхать и немного эстетики |
2 3 |
На уроке |
4 5 6 |
Писать в журнал и письма, готовить для уроков |
7 часов 8 |
Отдыхать | 9 |
Спать в | 10 |
Среда | как понедельник, кроме езды |
Четверг | в библиотеку |
Пятница | |
Заниматься для себя |
5 часов 6 7 8 |
Урок |
9 10 11 |
Отдыхать и обедать |
12 1 |
Заниматься для экзамена |
2 3 |
Урок |
4 5 6 |
Заниматься для экзамена Журнал и проч. |
7 8 9 |
Суббота | |
Заниматься для экзамена |
5 часов 6 7 8 9 |
Для себя |
10 11 12 |
Обедать и отдыхать |
1 2 |
Заниматься |
3 часа 4 5 6 |
Урок |
7 8 9 |
Спать | 10 |
Воскресенье | |
Заниматься |
6 часов 7 8 9 |
По домашним делам или в гости |
10 11 12 1 2 3 4 5 |
Читать |
6 7 8 9 |