Педагогические классы
Методическая разработка урока в педагогическом классе
В последние пять лет в России активно реализуется идея создания педагогических классов. Они имеют разную направленность: есть просто педагогические классы, педагогические классы с предметным профилем обучения, психолого-педагогические классы. Чаще они создаются в общеобразовательных школах, но такая форма допрофессиональной подготовки используется и в учреждениях дополнительного образования, и в педагогических вузах и колледжах. Процесс допрофессиональной педагогической подготовки не имеет стандартов, а потому каждый педагогический класс работает по авторским программам, позволяющим в большей степени проявить творческий подход к их организации.
Первые педагогические классы в России были созданы в 60-е гг. ХIХ века в Смольном институте благородных девиц в Петербурге. Инициатором их создания и первым учителем в них был великий русский педагог К.Д.Ушинский.
При определении образовательных результатов для допрофессионального этапа педагогической подготовки целесообразно говорить о развитии значимых для будущих педагогов характеристик у обучающихся в сочетании с организацией деятельности по достижению ими метапредметных и личностных результатов, обозначенных в стандарте старшей школы. Образовательные результаты психолого-педагогических классов должны стать основой для формирования универсальных педагогических компетенций в процессе непрерывной педагогической подготовки на следующих этапах образования (СПО, ВО).
Учебные планы и программы обучения в педагогических классах разноплановы, однако основы педагогической деятельности, знание которых позволяет выпускнику школы осознанно выбрать свою будущую профессию, изучаются обязательно. Безусловно, речь при этом идет и о тех педагогах, которые создавали педагогическую науку. И разговор об учителе и ученом К.Д. Ушинском естественен, прежде всего, потому, что он начинал в России развивать систематическую педагогическую науку и реализовывал высказанные им идеи на практике. «Учитель русских учителей» - так называли Ушинского на его родине.
Мы предлагаем методическую разработку по проведению в педагогических классах урока о К.Д. Ушинском и его педагогических идеях. Это всего лишь один из вариантов учебного занятия на такую тему. Этот урок, естественно, решает разноплановые задачи. Обратим внимание, что особое значение имеет решение воспитательных задач.
Материал разработки может быть интерпретирован и использован во внеучебной работе со старшеклассниками, обучающимися не только в педагогических классах.