Учим с Ушинским

Темы исследовательских
проектов

Научно-исследовательская работа студентов и школьников

Богатое эпистолярное и научное наследие К.Д. Ушинского имеет длительную и плодотворную традицию изучения. Однако, в свете новейших концептуальных подходов исторической науки: истории идей, новой биографической истории, культурного трансфера, истории повседневности, - оно вполне может стать важным материалом для исследований начинающих ученых. Разумеется, и в виде групповых учебных проектов в учебной и внеучебной деятельности.

Использование инструментов просветительского портала, а также методы цифровой гуманитаристики (digital humanities) позволяют, к примеру, наложить друг на друга несколько синхронных слоев: историю научной мысли России и зарубежных стран, сеть интеллектуальных контактов Ушинского, круг его чтения и биографические артефакты. Точки пересечения этих слоев дают нам новое видение связи Ушинского с эпохой «долгого XIX века» и причин устойчивости его наследия в современности.

Примерные темы проектов:
    Педагог-путешественник: волжские города второй половины XIX в. в травелогах К.Д. Ушинского
    Швейцария и швейцарцы второй половины XIX в. в восприятии К.Д. Ушинского
    Германия и немцы второй половины XIX в. в восприятии К.Д. Ушинского
    Дидактические практики западноевропейских школ второй половины XIX в. в травелогах К.Д. Ушинского
    К.Д. Ушинский в социальных и экспертных сообществах эпохи: история трансфера идей
    Практики организации малой дворянской усадьбы во второй половине XIX в.: подходы К.Д. Ушинского
    Женское образование второй половины XIX в.: трансфер идей и практик в наследии К.Д. Ушинского
    Повседневность русской образовательной эмиграции в эпистолярном наследии К.Д. Ушинского
    Круг чтения русского студенчества в середине XIX в.: дневники и письма К.Д. Ушинского
    Становление мемориального образа К.Д. Ушинского в послевоенном СССР
    К.Д. Ушинского мемориальной культуре современности