Гибель Павла становится страшным ударом, но у педагога остается большая семья, заботы о будущем которой занимают его мысли. Многолетняя борьба с болезнью не прекращалась. Ушинский пробует множество методов: одни ненадолго улучшают его состояние, другие – нет. Средства излечения не существует, возможности стабилизировать состояние в сельской местности сведены к минимуму.
Моральный выбор
Как пережить гибель сына?
Много усилий ты прилагаешь к воспитанию собственных детей. Твой старший сын Павел становится воплощением отцовских надежд и стремлений. Письма из Швейцарии друзьям и коллегам отражают твое стремление обеспечить его полноценное образование, несмотря на постоянную финансовую стесненность семьи. С ранних лет жизни Павла, с необыкновенным усердием и любовью ты лично занимаешься его обучением, уделяешь внимание воспитанию других своих младших детей. Однако именно Павел должен продемонстрировать верность твоих педагогических концепций. [Т. 11. С. 428.]
К сожалению, надеждам и чаяниям не суждено было сбыться. Твой старший сын Павел погибает в результате нечастного случая на охоте. Твое и без того расстроенное здоровье подвергается новому тяжелому удару. Мрачное состояние духа, упадок сил отражаются в твоих письмах. В 1870 году ты напишешь своему коллеге Н. А. Корфу, с которым уже не удастся встретиться, о его возможном и желательном вкладе в народное образование Российской империи: «Не только более того, что я принес, но даже более, чем я мог бы принести под другим небом, при других людях и при другой обстановке». [Т. 11. С. 204.]
Ушинский продолжает активную коммуникацию с организаторами школьного дела и учителями. Во время поездки в Крым, куда он отправился на лечение, он посещает съезд земских учителей. Для них учебник «Родное слово» является исключительным подспорьем в организации обучения.