Не сопровождающиеся пояснениями распоряжения «свыше» в системе образования не всегда реализуются сообразно идеям их авторов. Ушинский убежден в том, что понимание и согласие учителя, непосредственно общающегося с детьми, важно для успеха педагогической практики.
Моральный выбор
Гатчина
С ноября 1854 г. ты возвращаешься в систему образования и становишься преподавателем Гатчинского Николаевского сиротского института. Столь же рьяно, как и в Ярославле, ты приступаешь к изменению преподавания в соответствии со своими взглядами. Именно в Гатчине тебя ждет интересная находка – запертые шкафы с подборкой педагогических книг. «Наконец, смотрю, стоят два шкафа, запыленные, почернелые, запечатанные. Видно по всему, что их лет двадцать не отпирали. Прошу отворить и нахожу очень полное собрание педагогических книг. Это было в первый раз, что я видел собрание педагогических книг в русском учебном заведении. Этим двум шкафам я обязан в жизни очень, очень многим, и, боже мой! от скольких бы грубых ошибок был избавлен я, если бы познакомился с этими двумя шкафами прежде, чем вступил на педагогическое поприще!» [Т. 11. С. 414-415].
Это наследие твоего предшественника Егора Осиповича Гугеля, не получившего признания в качестве педагога-теоретика и трагически закончившего свою жизнь. Ты запишешь: «Человек, заведший эту библиотеку, был необыкновенным у нас человеком. Это едва ли не первый наш педагог, который взглянул серьезно на дело воспитания и увлекся им. Но горько же и поплатился он за это увлечение» [Т. 11. С. 414-415].
Под влиянием чтения и в стремлении внести свой вклад в дискуссии о необходимости развития научных основ национальной педагогики ты излагаешь в статье «О пользе педагогической литературы» (1857 г.). Данная публикация приносит тебе известность. В должности инспектора классов в Гатчине ты предполагаешь изменить программу преподавания русского языка. Однако печальный опыт единоличной борьбы с системой в Ярославле подсказывает тебе необходимость более продуманной стратегии для реализации своих педагогических идей.
Ушинский находит программу преподавания русского языка в Гатчинском институте неудовлетворительной. Но свои идеи по ее изменению он излагает на конференции учителей, которые соглашаются с его аргументами, подписывают соответствующий протокол и реализуют нововведения на практике. В дальнейшем, попытки недоброжелателей представить реформаторство инспектора классов в негативном свете, оканчиваются неудачей на фоне поддержки коллег и директора. Они отмечают, что Ушинский уделял много внимания практическим упражнениям, выражению учениками собственных мыслей, постоянно совершенствовал программы, учитывая опыт предшествующего года.