Сделай правильный выбор

Моральный выбор

Сотрудничество в педагогических журналах: продвигать идеи или снискать легкую славу

После переезда в Санкт-Петербург ты сотрудничаешь с журналами «Современник» (1852—1854) и «Библиотека для чтения» (1854—1855), приобретаешь авторитет талантливого журналиста и писателя. После успеха статьи «О пользе педагогической литературы» (1857 г.). ты становишься постоянным автором «Журнала для воспитания», где развиваешь свои взгляды на систему воспитания и образования в России. Так в статье «Три элемента школы» ты сформулировал задачи на ближайшее будущее: обеспечить неразрывность воспитания и обучения. «О народности в общественном воспитании» - ещё одна статья, которую ты опубликовал в «Журнале для воспитания» в 1857 году. В ней ты сформулировал понятие «народного воспитательного идеала», который должен стать и ориентиром развития системы образования.  

Благоволение императрицы известно чиновникам от образования и тебе с марта 1960 г. доверяют редактировать официальный «Журнал Министерства народного просвещения». Ты можешь оставить издание неизменными, сохранив его консервативный характер, и публиковать только «проходные» тексты об успехах развития образования в Российской империи. С другой стороны, у тебя есть шанс превратить журнал в площадку для обсуждения новых течений и идей в педагогике.

Развитию этой тенденции помешала смена руководителя министерства народного просвещения. Вместо А.В. Головина в ноябре 1861 г. должность министра занял более консервативный граф Путятин. Он рассматривал журнал не как место публикации прогрессивных идей, а как сборник универсальных руководств, рекомендаций, регламентов министерства в адрес учителей.