Школа Фрелиха в Швейцарии является иллюстрацией двух важных для тебя принципов: отказа от бюрократического подхода к образованию и учета природы ребенка при организации обучения. Наблюдая непосредственное поведение девочек на уроках и вне их, готовность участвовать в беседах с учителем, демонстрировать свои знания, ты отмечаешь недостаток подобных результатов в женских школах в России. Сама организация обучения (получасовые уроки с постоянной сменой деятельности, использованием родного языка (диалекта) на начальных ступенях, наглядность преподавания) совпадает с твоим видением педагогических подходов.
Ты выводишь основной закон детской природы: ребёнок утомляется не сколько деятельностью, сколько её однообразием. В своих трудах ты неоднократно обращаешься к принципу чередования активностей: «Прекрасное, освежающее и гармонирующее класс средство есть классное пение. Вы заметили, что класс устал, рассеян, работает вяло, начинаются зевки, маленькие шалости: заставьте пропеть какую-нибудь песенку – и все придет опять в порядок, энергия возродится, и дети начнут работать по-прежнему». [Т. 11. С. 82].